Для Беларуси – страны, испытывающей острую нехватку собственных топливно-энергетических ресурсов, развитие атомной энергетики имеет стратегическое значение в обеспечении энергетической безопасности и развитии экономики. Однако для страны, переживающей ощутимые последствия Чернобыльской катастрофы, вопрос строительства АЭС воспринимался в обществе неоднозначно и с определённой тревогой. И всё же надо отметить, что произошёл сдвиг в общественном мнении касательно строительства АЭС в Беларуси. Если в 2005 году на вопрос «Должна ли Беларусь иметь и развивать ядерную энергетику?» получены следующие ответы: «да» – 25,8%, «нет» – 46,7%, «еще не думали об этом» – 25%, то уже в 2008 году 54,8% респондентов на вопрос «Должна ли Беларусь иметь и развивать ядерную энергетику?» дали положительный ответ, 23% – отрицательный. Сегодня же этот вопрос на повестку дня не ставится.
Собственная АЭС позволит Беларуси решить ряд стратегически важных задач:
- возведение атомной электростанции позволит снизить потребность государства в импортных энергоносителях почти на треть;
- атомная энергетика открывает новые возможности для развития национальной экономики;
- строительство АЭС будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС;
- опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики, как в республике, так и за рубежом;
- введение в энергобаланс АЭС позволит снизить выбросы парниковых газов в атмосферу.
В мире работают 466 ядерных энергетических установок, строится ещё 14, в том числе у нас. БелАЭС с гигиенических позиций – промышленный комплекс первой категории потенциальной опасности, источник радиационного, химического и теплового воздействия на природу. Существуют и риски, связанные с интенсивной урбанизацией региона размещения станции. Согласно прогнозам, годовые эффективные дозы облучения людей, проживающих в зоне наблюдения (радиус 12,9 км), не превысят проектный предел 0,1 мЗв. Это составляет лишь десятую часть допустимого предела облучения населения от всех техногенных источников. Практика эксплуатации АЭС в России указывает на реальные дозы облучения в пределах 1% от допустимого.
В настоящее время скрупулёзно отрабатываются вопросы радиационного мониторинга, идёт активное сотрудничество с международными организациями. И хотя нештатные ситуации, связанные со строительством и эксплуатацией БелАЭС, имеют невысокую вероятность возникновения, санитарно-эпидемиологическая служба страны совместно с другими ведомствами отрабатывает различные сценарии, в том числе и аварийные.
Ю. Вардамский, врач-гигиенист ГУ «Пуховичский районный ЦГЭ», участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.