Защита прав потребителей в эпоху умных технологий.

Категория: Статьи

Дата добавления: 14-03-2019, 11:20

Реализация товаров посредством сети «Интернет» набирает все большую популярность. Это связано, прежде всего, с удобством получения, ведь товар доставляют непосредственно по месту нахождения потребителя, с более низкой и заманчивой ценой, а также с тем, что потребитель тратит минимум времени для поиска и заказа необходимого. При этом следует отметить, что если раньше спросом пользовалась в основном дорогая техника – телевизоры, холодильники, стиральные машины, то теперь через интернет-ресурсы приобретают одежду, игрушки, продукты питания.

Как и в любом виде торговли, здесь неизбежны проблемы. Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети Интернет продолжают быть:

-реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям;

-непоставка товара (неоказание услуги) по оплаченному договору;

-нарушение сроков поставки товара (оказания услуги);

-реализация некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующего описанию (ожиданию);

-целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;

-сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);

-уклонение от рассмотрения требований потребителя;

-невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;

-отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек).

Решение споров, связанных с электронной торговлей, может потребовать значительных затрат времени, денег и усилий, и зачастую потребители не пытаются разрешить спор, особенно при небольшой сумме сделки. И это приводит к снижению доверия и уверенности в электронной торговле и других онлайн-услугах. И зачастую потребители не используют те же права, что существуют в реальном мире, т.е. в законодательстве той страны, в которой проживает потребитель. И одна из причин неиспользования прав – низкая осведомленность потребителя.

Поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того, чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в эпоху умных технологий информацию о товарах (работах, услугах), правильно оценивали ее и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз.

На что нужно обратить внимание, чтобы избежать реальных проблем с виртуальными покупками?

1. Продавец на сайте интернет-магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию:

-наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);

-режим работы магазина;

-дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;

-о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина);

-о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже; срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара).

2. В обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.

3. При доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.

4. При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь ”О защите прав потребителей".

Также хотим обратить внимание, что на официальном сайте Госстандарта в свободном доступе размещены и функционируют следующие реестры:

1. Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь за 2016 - 2019 годы;

2. Реестр документов о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), действие которых прекращено на территории Республики Беларусь за 2016 - 2019 годы.

В Реестрах содержится актуальная информация об опасной продукции и выявленных у нее нарушениях, изготовителях, импортерах, поставщиках, прекращенных документах об оценке соответствия, органах по сертификации, выдавших эти документы, а также сведения о дате введения мер о запрете ввоза и обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь, а также о прекращении действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия. Перед совершением покупки рекомендуем удостовериться в отсутствии выбранного Вами товара в указанных Реестрах.

 

 

 

 

Врач-гигиенист Ю.Р.Литвинович

скачать dle 10.6фильмы бесплатно