Так каким же образом производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?
• Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от риска для здоровья и провоцирующих попробовать такие изделия;
• современный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко брать с собой и можно принять за что-то другое (например, изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
• продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных исследований в обоснование таких утверждений;
• стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами;
• маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков, для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин);
• поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции;
• скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях;
• размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек, создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним;
• подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).
Как индустрия делает молодежь своей целевой аудиторией
Стремясь манипулировать молодыми людьми, табачная индустрия прибегает к методам «приукрашивания» своей продукции, старается сделать ее более привлекательной для определенных групп населения, в частности, при помощи фирменной упаковки или символики. Эти методы стали наиболее очевидными в контексте возникшего в последнее время небывалого интереса к электронным сигаретам и нагреваемым табачным изделиям. Одни из самых новаторских приемов, создаваемых индустрией, находят применение в ее маркетинговых стратегиях. Различные секторы экономики все в большей степени переносят свои рекламные кампании в интернет, и табачная индустрия не является исключением: компании привлекают влиятельных пользователей социальных сетей к рекламе опасной для здоровья продукции. При этом зачастую они действуют в обход традиционных правил и норм, регулирующих рекламу и стимулирование сбыта табачных изделий, так как информация, скрыто продвигающая эту продукцию («продакт-плейсмент»), не обозначается как рекламное объявление, а негласно встраивается в другие материалы, размещаемые в социальных сетях. Это вызывает особую тревогу применительно к молодым женщинам и девочкам, которые являются главной мишенью рекламы, проводимой через известных пользователей социальных сетей.
Мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню без табака 2020 г., демонстрируют подходы, способные помочь молодым людям контролировать свое здоровье и избежать табачной зависимости. Во Всемирный день без табака мы призываем активных сторонников борьбы с табаком принять меры для защиты этих возрастных групп и организовать проведение кампаний и мероприятий, направленных на все сферы общественной жизни, чтобы сформировать у подрастающего поколения устойчивость перед соблазном попробовать табак и уверенно двигаться в будущее без табака.
Глобальная кампания по случаю Всемирного дня без табака 2020 г. призвана:
• продемонстрировать несостоятельность существующих заблуждений и рассказать о манипулятивных приемах, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции, особенно в целях сбыта продукции молодежи, в том числе за счет вывода на рынок новых и оригинальных изделий, использования ароматических добавок и других привлекательных потребительских характеристик;
• дать молодым людям знания о намерениях и тактике табачной и никотиновой индустрии по вовлечению нынешнего и будущих поколений в употребление ее продукции;
• расширить возможности лидеров мнений (в поп-культуре, социальных сетях, в учебных заведениях и дома) по защите и отстаиванию прав молодых людей и дать толчок реальным изменениям, вовлекая их в борьбу против крупного табачного бизнеса.
Отдел общественного здоровья, по материалам ВОЗ